ОГЛАВЛЕНИЕ (продолжение)
Глава 3. ГАРМОНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОБАКИ, ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
3.1. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
3.1.1. Принцип деления целого в равном отношении
3.1.2. Принцип деления отрезка в среднегармоническом отношении
3.1.3. Определение Евклида
3.1.4. Божественная пропорция
3.1.5. Числа Фибоначчи
3.2. ГАРМОНИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ СОБАКИ
3.2.1. Пропорция 1
3.2.2. Пропорция 2
3.2.3. Пропорция 3
3.2.4. Пропорция 4
3.2.5. Пропорция 5
3 3. ГАРМОНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НЕМЕЦКОЙ ОВЧАРКИ
3.3.1. Базовый уровень
3.3.2. Спокойный тип немецкой овчарки
3.3.3. Перенапряженный тип немецкой овчарки
3.3.4. Напряженный тип немецкой овчарки
3.3.5. Анализ пропорций
3.3.6. Пути эволюции немецкой овчарки
3.3.7. Тупиковые пути
ГЛАВА 3
ГАРМОНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОБАКИ, ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
3.1. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
Тему гармонии собаки мы начнем с разговора о строении произвольной абстрактной формы ее гармонии и образующих ее принципах. Принято рассматривать два таких принципа.
3.1.1. ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ ЦЕЛОГО В РАВНОМ ОТНОШЕНИИ
ПЕРВЫМ мы назовем ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ ЦЕЛОГО В РАВНОМ ОТНОШЕНИИ, простейшим примером которого может служить отрезок, поделенный пополам. Середину этого отрезка может указать
безошибочно практически любой человек, из чего следует, что глаз человека от природы настроен на равновесие. Очевидно, что этому принципу соответствуют формы, обладающие симметрией различного рода. Эти формы в силу равенства их частей наделены
равновесием и поэтому выглядят законченно статично. Однако гармония произвольной формы не может быть исчерпана действием первого принципа, т.к. эта форма в общем случае предназначена для выполнения какой-то работы, невозможной без движения, в
то время как первый принцип закладывает только равновесие в образуемые им формы, и движения они не содержат. Из этого следует, что должен существовать другой принцип, ответственный за гармонию формы, способной к движению.
3.1.2. ПРИНЦИП ДЕЛЕНИЯ ОТРЕЗКА В СРЕДНЕГАРМОНИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ
Рис.121 |
Такой ВТОРОЙ формообразующий принцип существует и носит
название «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ». Ему соответствует деление отрезка в особенном отношении, оно отличается необычным свойством частей: будучи неравными, они образуют парадоксальное равновесие составляемого ими целого, рождают ощущение
совершенства этого «неравновесного» равновесия, возникшего под действием, казалось бы, простой и вместе с тем, необычайной пропорции, воспринимаемой людьми художественно чуткими как некий дар свыше, не случайно божественной была названа
эта пропорция в эпоху Ренессанса. Проиллюстрируем эту мысль на примере человеческого тела, которое, обладая продольной симметрией, в поперечном отношении асимметрично (рис.121).
Однако асимметрия верхней и нижней частей при ИЗВЕСТНОМ их соотношении способна создать законченную гармонию, в результате которой составляющие ее НЕРАВНЫЕ части образуют
то самое парадоксальное РАВНОВЕСИЕ. Для этого горизонтальная линия, проведенная через пупок, должна разделить тело в отношении золотого сечения. Самым удивительным является то обстоятельство, что художественно одаренные люди, не знакомые
ни с фактом существования такого отношения, ни с числом, его выражающим, инстинктивно скажут, насколько хороши пропорции тела и ног конкретного человека. Это означает, что человеческий глаз от природы настроен и на это парадоксальное
равновесие. Для ответа на вопрос о том, каким числом выражается золотое сечение, нам придется обратиться к ЕВКЛИДУ (III век до н.э.), давшему ему первоначальное название «деление отрезка в среднегармоническом отношении», хотя сам принцип
был уже известен Пифагору (V век до н.э.), а еще раньше египтянам. |
3.1.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕВКЛИДА
Рис.122 |
Отрезок называется разделенным в среднегармоническом
отношении, если его большая часть относится к меньшей так же, как весь отрезок относится к своей большей части (рис. 122). Это приводит к появлению пропорции: 1:Х = Х:(1-Х).
Положительный корень соответствующего квадратного уравнения соответствует координате искомой точки. Обычно пользуются его приближенным значением 0,618 для определения длины
большей части отрезка, тогда на долю меньшей части приходится 0,382.
Рассеченный в этом отношении отрезок отличается названным выше свойством - особенной соразмерностью своих трех частей - меньшей, большей и целого, воспринимаемых глазом как
внутренне уравновешенных. Вслушаемся в название этого принципа по Евклиду: деление отрезка в среднегармоническом отношении. Тема гармонии уже тогда, за 3 века до нашей эры, с очевидностью была обнаружена, правда, пока еще в одномерном
пространстве - на прямой. |
Оказалось, что и при выходе в пространство большей размерности принцип, указанный
Евклидом, по-прежнему создает гармоничное целое, если трехчастность его формы подчиняется действию евклидовой пропорции.
Мы уже упомянули пример хорошо сложенного человека, у которого горизонтальная линия, проведенная через пупок, отвечает среднегармоническому сечению. Это давало скульпторам
и художникам один из гармонических канонов для определения правильных продольных пропорций человеческого тела. Впоследствии выяснилось, что идеальное строение человека и в целом, и в деталях подчиняется евклидову числу и соответствует
классическим представлениям о красоте (Фидий, и в честь его Ф = 1 /X, где X - число Евклида). |
Рис.123 |
Рис.124 |
Приведем отдельные примеры.
Форма головы воспринимается художником совершенной, если отношение ее поперечного и продольного диаметров в точности соответствует евклидову числу (вспомним овал лица,
который есть не что иное, как продольное сечение яйца, рис.123).
Канон женской красоты (рис.124) определяется отношением талии к бюсту, равным отношению талии к бедрам и равным числу Евклида.
Канон мужской красоты (рис.125) определяется этим же числом по-другому: здесь евклидовой пропорции соответствует отношение ширины в бедрах к ширине в плечах.
Внимательный читатель сразу усмотрит в этом проявление полового диморфизма и найдет соответствующее функциональное объяснение.
Оказывается, что под действие евклидова сечения подпадает не только гармония человека: всемирно известные архитектурные строения своими пропорциями также повторяют это
число (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина, Парфенон, театр Диониса в Афинах, церковь Покрова на Нерли, храм Василия Блаженного, церковь Вознесения в Коломенском, система «Модулор» Ле Корбюзье...), ему соответствуют примеры из самых
неожиданных областей, о которых мы расскажем позже. |
Рис.125 |
И во всех воплощениях, живых и неживых, форма, рождаемая принципом Евклида, вызывает ощущение гармонии,
содержащей в себе внутреннее движение, гармонии напряженной, являющейся антиподом гармонии покоя. Таким образом, наряду с буквальной законченностью симметричной формы и ее статичным равновесием возникает парадоксальная завершенность внутренне
напряженной формы, сбалансированность частей которой определяется принципом среднегармонического сечения.
3.1.4. БОЖЕСТВЕННАЯ ПРОПОРЦИЯ
Позже этой темой заинтересовались в эпоху Возрождения. Перу ЛУКИ ПАЧОЛИ ди Борго (XVI век), ученого монаха францисканца, принадлежит книга «La proportia Divina» - «Божественная
пропорция» с изложением 12 свойств пропорции, являющейся, по мнению автора, «эстетическим законом» природы и искусства. Леонардо да Винчи, иллюстрировавший эту книгу, переименовал «божественную пропорцию» в «золотое сечение» («sectio aureo»).
Так возникло новое, ставшее общепринятым, название указанного Евклидом и ставшего знаменитым принципа деления отрезка в среднегармоническом отношении.
Как и мастера Древней Греции, их наследники эпохи Ренессанса широко пользовались принципом золотого сечения в своих творениях, принадлежавших к самым различным областям
искусства, будь то архитектура, скульптура или живопись, и достигали совершенства в поисках гармонии.
На золотое сечение в разные эпохи обращали внимание и ученые.
Великий ученый Средневековья И.Кеплер (XVI век) представил модель Солнечной системы в виде последовательно вложенных друг в друга 5 правильных многогранников, возможность
построения которых на основе принципа среднегармонического деления была показана еще Евклидом.
Интерес к золотому сечению привел четырьмя столетиями позже наших современников к неожиданным открытиям в самых разных областях: в явлениях сенсорной сферы человека (И.А.Рыбин), в
физиологических ритмах человека, параметрах его «вхождения» во внешнюю среду (В.И.Коробко), в механизме роста и формирования в живой природе (закон преобразования спиральных симметрии, О.Я.Боднар), в музыкальной гамме (В.В.Очинский), в строении
и ритмике Солнца (П.К.Бутусов, В.Г.Буданов, Н.Н.Якимова), наконец, в вопросе о целостности мироздания (М.А.Марутаев и его открытие связи между Фи 137 - числом-следствием фундаментальных констант природы - заряда электрона, скорости света и
постоянной Планка).
Интерес к золотому сечению при изучении учеными высоких материй существовал параллельно практическому интересу инженеров и строителей, вызванному особой прочностью «золотых
конструкций», соседствовал с преклонением художников перед совершенной красотой этих конструкций.
Рис.126 Отношение поперечной и продольной осей яйца равно золотому |
Здесь в качестве объекта всестороннего интереса и примера,
ставшего классическим, укажем на яйцо (рис.126), которое человек не может раздавить, равномерно сжимая его в кулаке. Вероятно, не все знают, что отношение поперечной и продольной осей яйца равно золотому сечению. Итак, яйцо -
идеальная по прочности конструкция, образец совершенства формы (лейтмотив творчества Фаберже) и, наконец, образ безопасности для зарождающейся жизни, - пример достаточно символичный.
Подводя некий итог, скажем, что, с одной стороны, золотое сечение - это прочность, с другой - совершенство формы от человеческого тела до Парфенона, с третьей -
универсальный закон соответствия между формой и содержанием.
Множество самых разных примеров наводило на мысль о значимости евклидовой пропорции, о прямом соответствии между формой тела и его надежностью «в работе», и чем точнее
отвечала форма принципу золотого сечения, тем надежнее она выполняла возложенные на нее задания: так яйцо защищает зародыш, череп охраняет мозг, сердце человека может работать в оптимальном режиме, а его тело способно сохранять здоровье
долгие годы, тысячелетия стоит знаменитый греческий храм на Земле, а Земля крутится вокруг Солнца. |
Само понятие гармонии, рожденное первоначально ощущением красоты применительно к чистой форме, приобрело
более глубокий смысл: гармоничным стало восприниматься то, что соединяло в себе совершенство формы и полноценность выполняемых ею функций.Таким образом, мы пришли к понятию гармонии как к балансу между структурой и функцией, L установив между
ними связь посредством золотого сечения I.
Рассматриваемая в причинно-следственном аспекте эта связь выражается общеизвестной формулой: структура определяется функцией. Однако несовершенная структура не может обеспечить
полноценную функцию, и тогда, совершенствуя форму по мере золотого сечения, мы тем самым совершенствуем и ее функцию (функции), повышаем надежность функционирования структуры.
Указанная обратная связь интересна тем, что она определяет активную позицию: вызванная к жизни конкретной функцией некая природная форма может быть усовершенствована человеком
по обнаруженным им законам гармонии, что приведет к совершенствованию заданной функции.
3.1.5. ЧИСЛА ФИБОНАЧЧИ
Теперь настало время поднять тему собаки, которая в зависимости от породы должна нести ту или иную службу (в самом широком смысле) и которую она сможет выполнять тем лучше, чем
совершеннее будет ее строение.
В условиях чистопородного разведения собак исключительно человеку отводится роль селекционера, так как подвергшаяся доместикации собака перестает быть подчиненной прямому
действию естественного отбора. Именно человек, создавая новые или совершенствуя старые породы в расчете на лучшее их прикладное использование, активно вмешивается в их морфологию, моделируя ее по собственному разумению. Здесь следует
подчеркнуть, что под разумением мы должны понимать совокупность эмоционального и рационального начал в человеке, которые в одинаковой мере проявляются в работе любого модельера, в том числе и модельера собак.
Еще раз вернемся к логике селекционной работы.
Итак, природа вызывает к жизни форму, которая способна реализовать функцию, например, гарантировать движение рысью или галопом, или карьером, или др. Человек вмешивается в эту
форму и путем отбора и подбора добивается модернизации формы с целью улучшения функции. Человек руководствуется при этом соображениями эмоционального и рационального порядка. На уровне эмоционального решения возникает результат с ощущением
«красивое-некрасивое», и некрасивое в разведение не пускают. Почему? Какой инстинкт заставляет человека игнорировать некрасивое и связывать с ним неудачи функционального порядка? С рациональной стороны решения у модельера, как правило, вопросов
не возникает, т.к. он руководствуется давно изученными законами, которые на практике многократно себя подтвердили. В сфере же эмоционального моделирования от селекционера требуется художественное начало, способность чувствовать красоту и,
что еще более важно, создавать ее. Но раньше, чем начать разговор о законах красоты и ее высшего проявления - гармонии как соответствия между формой и содержанием, постараемся ответить на вопрос, прозвучавший выше: почему путь к совершенству
лежит через красоту? Отчего человека вообще волнует красота, в чем бы она ни проявлялась: в природе, в живом теле, в образцах архитектуры, скульптуры и живописи, в литературе, поэзии, музыке? Почему, воздействуя на различные органы наших чувств,
она затрагивает в человеке одни и те же струны, заставляет его испытывать восторг и преклонение перед прекрасным?
Ответ напрашивается один.
Очевидно, природа наградила человека способностью остро чувствовать красоту, чтобы уберечь его от ошибок в поисках гармонии, в какой бы форме творчества она не проявлялась,
настроив его на правильный тон. Вслушаемся в эти слова: настройка, тон. Они с очевидностью говорят о частоте колебаний, в резонансе с которой должен быть человек, способный чувствовать гармонию. Любая частота имеет численное выражение. И в
данном случае мы говорим о числе, на которое от природы может быть настроен человек: о числе Евклида, т.е. о золотом сечении.
Добившись такого резонанса, природа настроила человека на восприятие совершенства формы как на необходимое условие ее функционального совершенства. Настроенный природой на
чувственный восторг перед красотой, человек интуитивно становится, таким образом, настроенным и на удачу в поиске гармонии. И примеры здесь можно привести из областей, казалось бы, самых далеких от рассматриваемой. Вот область музыки. Здесь
давно определены законы гармонии, и что важно для нас, они выражаются в числах. В качестве простейшего примера рассмотрим аккорд, составленный из 3, 5 и 8-й ступеней данной тональности.
Этот аккорд является простейшим образцом благозвучия (гармонии), и в норме любое музыкальное произведение должно заканчиваться нотой, созвучной этому аккорду. Обратим
внимание на эти числа - 3, 5, 8. Именно с этих чисел начинается последовательность Фибоначчи (итальянского математика эпохи Возрождения, XIII век), которая стремится к числу Евклида, определяющему золотое сечение:
3/5; 5/8; 8/13; 13/21, 21/34, 34/55, 55/89, 89/144.
Таким образом, гармония, понимаемая в музыкальном смысле, также основывается на числах Фибоначчи, т.е. на золотом сечении. Здесь мы видим пример того, что не только наш глаз,
но и ухо оказываются настроенными на золотое сечение.
Складывается впечатление, что природа со всех сторон подталкивает человека к тому, что законами гармонии управляет золотое сечение.
Мы приводили уже примеры, убеждающие в этом, и могли бы пополнить этот перечень новыми примерами действия этого поистине не знающего границ принципа, упомянув:
- строение кристаллических решеток минералов, используемых в живых организмах: - характерные пропорции молекулы ДНК, - структуру почвенного покрова, - винтовое расположение листьев на побеге, - спиральное расположение семян в
головках подсолнечника, чешуи в сосновых шишках, - отношение систолической и диастолической частей структур сердечного цикла любого в покое находящегося животного, - артериальное давление человека, колеблющееся в норме между 125/75 и
130/80, - курсы наиболее твердых валют на примерах отношений между английским фунтом стерлинга и американским долларом.
Знакомясь с этими примерами, мы с изумлением, граничащим с преклонением, все более и более убеждаемся в универсальном и могущественном влиянии на гармонизацию жизненных
процессов числа, открытого 23 столетия назад ЕВКЛИДОМ и, вероятно, не случайно названного 19 веков спустя божественной пропорцией.
В этой связи было бы странным предположить, что гармония собаки избежала влияния золотого сечения.
3.2. ГАРМОНИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ СОБАКИ
Золотое сечение, действительно, «работает» как закон, образующий архитектонику собаки. И его действие распространяется на экстерьер собак преобладающего большинства пород,
имея силу единого формообразующего принципа, что нашло свое подтверждение по результатам статистических проверок на правдоподобие высказанных гипотез.
Рассмотрим, как реализуется этот принцип.
Утверждается, что гармоничное сложение собаки обеспечивается системой пропорций в теле собаки, каждая из которых устанавливается золотым сечением.
Утверждается, что всякая из этих пропорций является, по крайне мере, необходимым признаком гармоничности, т.е. всякая гармонично сложенная собака обязательно обладает
этими соотношениями.
Рис. 127 Пропорция 1 |
ПРОПОРЦИЯ 1.
Глубина груди собаки по отношению к длине ее позвоночного свода от начала холки до корня хвоста образует золотое сечение (рис.127).
ПРОПОРЦИЯ 2
Последнее ребро собаки делит «косую длину» собаки (т.е. расстояние от переднего грудного выступа до седалищного бугра) в отношении золотого сечения (рис.129).
ПРОПОРЦИЯ 3.
Отношение косой длины собаки к длине проекции на боковую плоскость отрезка прямой между затылочным бугром и лапой отставленной задней ноги равно золотому сечению
(рис.130) (плюсна отставленной задней ноги отвесна). Для краткости в дальнейшем будем условно называть это расстояние диаметром собаки. |
ПРОПОРЦИЯ 4.
Длина передней ноги собаки по отношению к сумме длин ее головы и шеи дает золотое сечение (рис.131).
ПРОПОРЦИЯ 5.
«Объем морды» собаки, измеренный под глазами, отнесенный к «объему» ее черепа (рис.133), определяется золотым сечением.
Кроме этих отношений укажем еще на два других, без которых гармоничность сложения не может проявиться в полной мере. Эти отношения известны нам из постулатов 6 и 7
биомеханической модели.
А. (Следствие из постулата 6). Длина свода собаки от начала ее холки до корня хвоста равна расстоянию между ее локтевым и коленным суставами (рис.135) (имеется в виду
колено отставленной ноги).
В. (Постулат 7). Косая длина туловища собаки равна расстоянию между лапами ее односторонних конечностей со стороны отставленной задней ноги при отвесной плюсне (рис.134).
На примере последних двух равенств мы видим проявление первого принципа гармонии - принципа равных частей, который в комбинации с принципом золотого сечения «работает», внося
свою лепту в создание гармонии. Кроме того, обнаруженные равенства делают необходимым дополнить перечень пропорций в ряду золотого сечения.
ПРОПОРЦИЯ 6.
Отношение глубины груди к расстоянию между локтевым и коленным суставами также равно золотому сечению (рис.136).
ПРОПОРЦИЯ 7.
«Косая длина груди» по отношению к расстоянию между лапами односторонних конечностей со стороны отставленной задней ноги образует золотое сечение (рис.137).
ПРОПОРЦИЯ 8.
Расстояние между лапами односторонних конечностей со стороны отставленной задней ноги по отношению к диаметру собаки равно золотому сечению (рис. 138). Проанализируем на уровне
здравого смысла архитектонику собаки, определенную с помощью вышеперечисленных соотношений.
3.2.1. ПРОПОРЦИЯ 1
Рис.128 Форма позвоночного свода и грудной кости овчарки и борзой приближенно повторяют контур яйца
Здесь возникает естественная аналогия с яйцом.
Действительно, позвоночник собаки и ее грудная кость, будучи сопряжены посредством ребер и образуя в совокупности лук, должны конструктивно обеспечить надежность в его
эксплуатации, т.е. долговечность и стабильную работу на различных двигательных режимах. Для этого максимальное расстояние между позвоночником и грудиной должно быть оптимизировано. Неудивительно, что по отношению к длине позвоночного свода оно
определяется золотым сечением. Здесь же заметим, что для пород, экстерьер которых сложился под действием утрированно культивируемой двигательной функции (для овчарки - рысь, для борзой - карьер), форма позвоночного свода и грудной кости
приближенно повторяют контур яйца, что несомненно увеличивает прочность такой конструкции (рис.128).
3.2.2. ПРОПОРЦИЯ 2
Рис.129 Пропорция 2 Последнее ребро собаки делит «косую длину» собаки в отношении золотого сечения |
Продольное строение собаки по принципу золотого сечения
также обеспечивает прочность корпуса в процессе передачи двигательных толчков.
Не менее важно, что при таком продольном строении проявляется классическая трехчастность формы туловища собаки, где целое - это все туловище собаки, большая часть его -
грудной отдел, меньшая - оставшаяся часть. При этом целое так относится к своей грудной части, как грудная часть к оставшейся.
Такая композиция, как упоминалось, содержит в себе движение уже в статике. Несомненно, для готовности собаки к реальному многообразию движений эта исходная расположенность
играет громадную роль: такая собака включается в любое движение наилучшим образом. |
3.2.3. ПРОПОРЦИЯ 3
Рис.130 Пропорция 3 Отношение косой длины собаки к длине проекции на боковую плоскость отрезка прямой между затылочным бугром и лапой отставленной задней ноги
равно золотому сечению |
На этой позиции естественно начать разговор с темы
равновесия собаки.
И в стойке, и тем более в движении, равновесие в большой степени зависит от баланса, образующегося системой, в которой отставленные задние конечности противовесом имеют
вынесенные вперед голову и шею. Совершенно очевидно, что значительно отставленная задняя нога требует особенного вынесения вперед головы и шеи (типичный пример - немецкая овчарка). Наоборот, подставленные задние конечности (представители
квадратного формата) в достаточной мере компенсируются только высотой подъема головы и шеи.
Без действия таких «весов» равновесие собаки не образуется. Если мы мысленно соединим, глядя на собаку сбоку, лапу отставленной ее задней ноги с затылком (собака стоит в
тонусе), то получится некое «коромысло», средняя длина которого по отношению к корпусу собаки не может быть случайной.
Действительно, должна быть какая-то золотая середина, относительно которой происходят естественные колебания длины этого «коромысла», обеспечивающие переход от стойки к
движению и от аллюра к аллюру.
Этой золотой серединой и служит золотое сечение, являясь мерой отношения косой длины собаки к ее диаметру. Именно эта мера надежно образует стойку собаки, обеспечивает
легкость возникновения аллюров и их стабильность.
Здесь снова просматривается трехчастность формы собаки: ее грудная часть, все туловище в целом и длина ее «диаметра-коромысла». Связанные отношением золотого сечения, они
создают систему с внутренней динамикой: такая собака по-прежнему настроена на движение заранее. |
3.2.4. ПРОПОРЦИЯ 4
Рис.131 Пропорция 4 Длина передней ноги собаки по отношению к сумме длин ее головы и шеи дает золотое сечение |
При анализе этой позиции в действие вводится отношение
высоты в локте к суммарной длине головы и шеи. До сих пор в нашем рассмотрении голова не принимала участия. Тем не менее размер головы является важным признаком для определения как гармоничности, так и полового типа.
Очевидно, что сумма линейных размеров головы и шеи зависит от длины передней ноги. Тенденция прослеживается явно: чем длиннее передняя нога, тем больше сумма длин головы и
шеи. В этом мы легко убедимся, расположив породы в ряд по мере возрастания высоконогости: шнауцер, немецкая овчарка, доберман, эрдельтерьер, дог (рис.132).
В качестве крайних образцов мы исключаем из рассмотрения примеры коротконогих собак, где приземистость обусловливается действием гена ахондроплазии или других
дегенеративных феноменов (здесь бы гармоничность пришлось определять особо, с учетом аномалий). С другой стороны, некоторое укорочение головы при компенсаторном удлинении шеи или инверсное изменение не влияют на гармоничность сложения,
если они не выходят за допустимые границы.
Вместе с тем принято считать для большинства пород, что длина головы собаки примерно равна длине шеи и определяется как 2/5 от ее высоты в холке (хотя приближение это
весьма грубо). Если все же принять за примерную норму эти соотношения и согласиться с тем, что в среднем собаки имеют высоту в холке, в два раза большую, чем высота в локте, то даже по этим ориентирам мы выйдем на число Фибоначчи: сумма
длин |
головы и шеи 4/5, высота в локте 1/2. Разделим 1/2 на 4/5, получим 5/8. Вряд ли следует удивляться, что и в этом случае мы сталкиваемся с золотым сечением, так как голова с
шеей участвуют совместно с передней ногой в образовании шага. Их согласованность в формировании движения передней части собаки, таким образом, становится обусловленной априори.
Рис.132 Возрастание меры высоконогости: шнауцер, немецкая овчарка, доберман, эрдельтерьер, дог
3.2.5. ПРОПОРЦИЯ 5
Рис.133 Пропорция 5 «Объем морды» собаки, измеренный под глазами, отнесенный к «объему» ее черепа, определяется золотым сечением
Указывает на существование оптимального соотношения между мордой собаки и ее черепом, определяя отношение их «объемов» (на самом деле, периметров) по мере золотого сечения. Эта
связь представляется естественной. В самом деле, от челюстей собаки требуется крепкая хватка, и она будет тем сильнее, чем ближе к пропорциям яйца будет соотношение лицевой и черепной частей головы собаки. У собак, для которых сила хватки
требуется предельная, сами контуры головы приобретают яйцевидные очертания (вспомним бультерьера или русскую псовую борзую).
Рассмотрение п.п. А и В было нами произведено в соответствующем разделе главы о биомеханической модели собаки. Внесение в систему наших рассуждений пп. А и В, как уже
указывалось, дают три добавления (6, 7, 8) к нашим пропорциям, характеризующим гармонию собаки: собаки у которых отношения А и В не выдержанны, гармоничными не будут. Поэтому всюду, где в пропорциях указаны длина свода собаки и косая длина,
они заменены на равные им в силу А и В величины, и надо заново истолковывать вновь получаемые отношения.
Рис.134 Косая длина туловища собаки равна расстоянию между лапами ее односторонних конечностей со стороны отставленной задней ноги при отвесной плюсне |
Рис.135 Длина свода собаки от начала ее холки до корня хвоста практически равна расстоянию между ее локтевым и коленным суставами |
Рис.136 Пропорция 6 Отношение глубины груди к расстоянию между локтевым и коленным суставами также равно золотому сечению |
Рис.137 Пропорция 7 «Косая длина груди» по отношению к расстоянию между лапами односторонних конечностей со стороны отставленной задней ноги образует золотое сечение |
Рис.138 Пропорция 8 Расстояние между лапами односторонних конечностей со стороны отставленной задней ноги по отношению к диаметру собаки равно золотому сечению |
3.3. ГАРМОНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НЕМЕЦКОЙ ОВЧАРКИ
Итак, мы рассмотрели гармоническую модель собаки и с ее помощью установили, через какие пропорции собаки золотое сечение, играя роль формообразующего принципа, устанавливает
законы ее гармонии. Теперь, имея в руках инструмент для оценки гармоничности собаки, мы можем проводить принципиально новые исследования.
В качестве примера такого исследования изучим теперь под углом золотого сечения сложение немецкой овчарки и попробуем выяснить, что можно будет обнаружить в этой породе с
помощью нового инструмента. В предыдущей главе нами была прослежена с биомеханических позиций эволюция немецкой овчарки, которая привела к появлению овального типа.
С позиций золотого сечения мы можем сегодня утверждать, что у этой овчарки наверняка должны быть выдержаны все соотношения, определенные золотым сечением от 1-й до 8-й
пропорций.
3.3.1. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Проанализируем теперь с помощью новых средств возможности, которые дают ПОСТУЛАТ №1 биомеханической модели и ПРОПОРЦИЯ 1 настоящей главы.
ПОСТУЛАТ №1 дает композицию позвоночного свода от начала холки до корня хвоста по закону 2:1:1, и в этом - проявление 1-го принципа гармонии: деление целого в равных
отношениях. В соответствии с этим постулатом собака имеет целый комплекс полезных качеств, из которых сейчас нас интересует глубина груди.
ПРОПОРЦИЯ 1 утверждает, что оптимальная глубина груди (Игр.) определяется золотым сечением (в этом проявление 2-го принципа гармонии: деление целого в среднегармоническом
отношении).
Совместное действие двух принципов определяет первый по значимости - базовый уровень - фундамент, на котором образуется гармония собаки.
Итак, как и утверждалось прежде, собака «начинается» с той длины груди, которая под действием принципа золотого сечения приобретает соответствующую глубину. Теперь, если мы
зафиксируем длину позвоночного свода (Lсв.), зафиксированным окажется и порядок, определяющий максимальное расстояние между позвоночником и грудиной, т.е. Kl = hrp.: LCB.= з.с. Однако нелепо было бы настаивать на буквальном выполнении точного
равенства: вполне достаточно, если их отношение будет соответствовать первым числам последовательности Фибоначчи, которые через один - с избытком и через один - с недостатком дают последовательные приближения золотого
сечения: 3:5 = 0,6; 5:8 = 0,625; 8:13 = 0,6153846...; 13:21=0,6190476...; 21:34 = 0,617647...; 34:55 = 0,6181818...; 55:89 = 0,6179775,...; 89:144 = 0,618055..., поэтому, естественно рассмотреть, что произойдет с силуэтом немецкой овчарки при
небольшом отклонении К1 в «+» или «-» стороны.
3.3.2. СПОКОЙНЫЙ ТИП НЕМЕЦКОЙ ОВЧАРКИ
Рассмотрим незначительное уменьшение К1 (рис.139).
В этом случае уменьшится расстояние между позвоночником и грудиной. Несколько уменьшится угол плеча, т.к. локоть должен оказаться опертым на грудь. Заострение плече-лопаточного угла предопределяет большой шаг передней ноги, что заставит
укоротить предплечье, т.е. удлинить формат.
Подчеркнем еще раз, что мы рассматриваем небольшие колебания, в пределах чисел Фибоначчи. Собаке такого типа не потребуется изогнутой и выдвинутой вперед грудины, т.к.
угол ее плеча априори обеспечит хорошую длину шага.
Соответственно этому уменьшится встречный наклон обеих рессорных серий, уменьшится их взаимодействие, создающее напряжение системы, уменьшится само напряжение: линии,
создающие профильный контур овчарки, «успокоятся».
Мы пришли к первому типу немецкой овчарки овального сложения: спокойному. Его признаки: небольшое напряжение линии верха, незначительно развитый форбруст, некоторое
удлинение формата и соответствующее уменьшение роста. К этому следует добавить, что собака такого типа станет более широкотелой, т.к. для сохранения жизненного объема легких ей потребуется компенсаторное увеличение ширины груди. |
Рис.139 Спокойный тип немецкой овчарки |
Укажем на негативные стороны такого типа.
Прочность верха только в достаточной степени обеспечена строением грудной кости и наклоном ребер. Тенденция к широкотелости опасна выворачиванием локтей, т.е. понижением
продуктивности движений,
Склонность к удлинению формата чревата ослаблением пястей, т.е. частичным дефицитом их упругости, что при нагрузках проявится в большей утомляемости собаки.
Среди позитивных качеств этого типа назовем конструктивно заложенную тенденцию к уменьшению роста и склонность к стабильной рыси. Последнее проследим немного подробнее.
Увеличение «низконогости» приведет к большей устойчивости равновесия собаки, т.е. создаст предпосылки для относительного неудобства двигаться галопом. Склонности к иноходи должен помешать контроль за пропорциями свода 2:1:1, исключающий
появление длинной поясницы.
3.3.3. ПЕРЕНАПРЯЖЕННЫЙ ТИП НЕМЕЦКОЙ ОВЧАРКИ
Теперь рассмотрим изменение К1 в противоположную сторону:
незначительно увеличим его и соответственно увеличим расстояние между грудиной и позвоночником.
Очевидно, что в этом случае угол плеча увеличится, т.к. локтю по-прежнему следует находиться на уровне низа груди. В ответ уменьшится длина шага передней ноги, и для
погашения этого дефицита предплечью придется «вырасти». Мы наблюдаем несомненное укорочение формата и увеличение роста. Возникает необходимость усилить модернизацию формы грудной клетки: т.е. грудной кости в ее передней части - придать
подчеркнутый изгиб, а обеим рессорным реберным сериям - избыточный встречный наклон.
Это приводит к появлению чрезмерного форбруста (что компенсирует выпрямление плечевого угла и укорочение формата) и вносит перенапряжение в линию верха. Параллельно
отметим, что такая модификация естественно связана с некоторым уплощением груди (мы по-прежнему сохраняем емкость легких).
Мы пришли к появлению другого типа при овальном сложении немецкой овчарки - перенапряженного (рис.140). Его признаки: значительное напряжение линии верха, чрезмерный
форбруст, некоторое увеличение роста, укорочение формата и уплощенность груди. Отрицательные стороны такого типа очевидны как аналогия по контрасту к недостаткам «спокойного» типа, и так же очевидны достоинства. |
Рис.140 Перенапряженный тип немецкой овчарки |
3.3.4. НАПРЯЖЕННЫЙ ТИП НЕМЕЦКОЙ ОВЧАРКИ
Третий тип представляет золотую середину - его естественно
назвать напряженным (рис.141). Собаки такого типа имеют средний рост, среднюю растянутость, умеренно выдвинутый форбруст, в меру напряженную линию верха, этих собак нельзя назвать ни высоконогими, ни приземистыми, их отличают точные
углы конечностей и способность к продуктивным движениям на рыси. Собаки напряженного типа соединяют в себе положительные стороны спокойного и перенапряженного типов и свободны от их недостатков.
Таким образом, анализируя немецкую овчарку овального сложения, мы пришли к наличию трех типов: спокойного, напряженного и перенапряженного. Их совокупность определяет
естественные границы конструктивной идеи немецкой овчарки, наилучшим образом реализующей возложенные на нее задачи.
За сто лет кропотливой селекционной работы немецкая овчарка подверглась многочисленным испытаниям, которые преобразовали ее внешность и, как выяснилось, во многом привели
ее пропорции в соответствие с золотым сечением. |
Рис.141 Напряженный тип немецкой овчарки |
А настойчивость внимания селекционеров в работе последних десятилетий, проявленного ими к прочности верха
и продуктивности движений, создали овальный силуэт немецкой овчарки, т.е. в значительной мере приблизили первооснову немецкой овчарки к «яйцу» - этому идеальному воплощению надежности.
Мы рассмотрели на примере немецкой овчарки действие принципа золотого сечения, воспользовавшись при этом только ПРОПОРЦИЕЙ 1 настоящего исследования, т.к. ставили перед собой
задачу определить на базовом уровне гармонии особенности возникшей в практическом разведении новой конструктивной идеи.
3.3.5. АНАЛИЗ ПРОПОРЦИЙ
Можно было бы рассмотреть каждую из 8 сформулированных и проанализированных позиций. Приведем некоторые примеры таких рассуждений.
В соответствии с ПРОПОРЦИЕЙ 2 косая длина груди по отношению к косой длине собаки дает золотое сечение. Этим определены пропорции трех частей собаки по закону среднего
гармонического: ее косая длина относится к косой длине грудной части так же, как грудная - к их разности.
Допустим, длина грудной части недостаточна, хотя композиция свода близка к канону 2:1:1. Такое возможно в случае недостаточно косо поставленных последних ребер собаки, т.е.
вторая рессорная серия не простирается достаточно далеко назад и не выполняет специальную функцию выпуклой поддержки свода в ее грудной и поясничной зонах.
Таким образом, с одной стороны, мы видим недостаточную длину грудного отдела (есть негармоничность), с другой стороны - недостаточную прочность верха: дефект структуры вызвал
дефект функции.
Рассмотрим теперь ПРОПОРЦИЮ 3, согласно которой косая длина собаки через золотое сечение предопределяет длину диаметра собаки, т.е. в том числе и совокупную длину шеи и шага
задних конечностей.
Допустим, селекционер ставит перед собой задачу культивировать длинную голову. Как воспользоваться при этом ПРОПОРЦИЕЙ 3?
Очевидно, что надо начать селекцию по длине голени. За счет этого увеличится шаг задней ноги - большая часть диаметра будет теперь приходиться на долю задних конечностей,
соответственно меньшая останется на долю шеи - шея станет короче. Однако длина шеи в сумме с длиной головы составляют фиксированную величину по отношению к длине передней ноги (ПРОПОРЦИЯ 4). Поэтому дефицит длины шеи восполнит длина головы.
Существует, конечно, и другой способ селекционировать длинную голову - внедрять ее через возникшую мутацию, но для этого мутация должна возникнуть.
Снова вернемся к ПРОПОРЦИИ 4. Известно, что у суки голова меньше, чем у кобеля, а шеи длиннее, однако и кобель, и сука могут представлять собой образцы гармоничности. Это легко
объяснить с помощью ПРОПОРЦИИ 4: очевидно, что гармоничность такого рода в каждом из половых вариантов возникает у собак, если правильно выдержана сумма длин головы и шеи: более мелкая голова суки восполняется большей длиной ее шеи. Конечно,
мера этих компенсаций не влияет на гармоничность, если шея варьирует по длине не настолько, чтобы вторгнуться в область действия ПРОПОРЦИИ 2.
Эти примеры можно было бы продолжить, что, вероятно, и сделает читатель, когда у него возникнет такая потребность. Мы же еще раз просмотрим идею образования овального сложения
немецкой овчарки, как результата определенного исторического пути.
3.3.6. ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ НЕМЕЦКОЙ ОВЧАРКИ
Рассмотрим образцы немецкой овчарки, как полноценные, так и карикатурные. Коснемся также и того, каким бы мог быть этот путь, если бы сформулированные нами законы были известны
прежде. Представим себе, что в качестве примера для начала селекции мы рассматриваем некую среднюю немецкую овчарку, допустим, суку, достаточно далекого времени. Скорее всего, эта собака не имеет полноценной глубины груди (а еще раньше
- полноценной длины груди), имеет прямоугольное сложение, и задумавший улучшить такую собаку селекционер не знает, что партнером он должен выбрать для этой собаки длинногрудого кобеля. Он идет по пути спаривания ее с кобелем глубокогрудым. Этот
кобель или длинногрудый (поэтому его дети унаследуют более длинную, чем у матери, и, следовательно, глубокую грудь под действием закона неполного доминирования), или короткогрудый, и тогда глубина груди его детей будет уделом немногих. Первый
путь короткий, мы с очевидностью просматриваем в случае длинногрудого варианта достаточно быстрое, хотя и стихийное, налаживание композиции 2:1:1 со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями.
Второй путь значительно длиннее и с тупиковыми ответвлениями. Проследуем этим путем, т.к. именно он и определил не гипотетическую, а состоявшуюся эволюцию немецкой овчарки.
Ведя селекцию только на глубину груди (от незнания ПОСТУЛАТА 1), разведенец, тем не менее, «цеплял» длину груди непосредственно через ее глубину. Действительно, глубина груди устойчиво могла передаваться только при условии, что она была
порождена длиной груди, поэтому случайные длинногрудые собаки имели больше шансов попасть в разведение. Кроме того, длинногрудость собаки обеспечивала ей короткую поясницу, если только длина ее крупа была полноценной. Короткая же поясница
давала такой собаке преимущества в движении, создавая благоприятные условия для правильной передачи двигательных толчков. Верх такой собаки отличался большей прочностью, а это качество у немецкой овчарки ценилось всегда.
Таким образом, прогрессирующий по длинногрудости племенной материал создавал успешные предпосылки для модернизации немецкой овчарки в том ключе, как это было рассмотрено в
предыдущей главе.
По мере приближения композиции свода к закону 2:1:1 собаки утрачивали особенности прямоугольного сложения. Появлялись собаки нового конструктивного типа - треугольного: длина
груди была еще невелика из-за недостаточной длины спины, а также из-за недоразвития форбруста, но она была уже существенно больше, чем прежде. Порода эволюционировала в сторону овального типа, хотя происходили эти движения медленно, т.к.
ПОСТУЛАТ 2:1:1 известен не был. Однако громадное воспроизводство увеличивало вероятность появления длинногрудых собак, и чем ближе они соответствовали 2:1:1, тем глубже была их грудь, тем прочнее был их верх, тем вероятнее было их племенное
использование, тем больше появлялось их потомков с тем же композиционным законом.
Постепенно и неуклонно грудная клетка удлинялась и углублялась по отношению к позвоночному стволу (от начала холки до корня хвоста), имея своим пределом форму, соответствующую
золотому сечению.
Дальнейшее улучшение двигательных функций овчарки такого типа могло быть достигнуто только за счет соответствующего искривления и удлинения грудной кости и взаимодействия двух
рессорных серий ребер со значительным встречным наклоном (предыдущая глава). Появившийся теперь в чистом виде овальный тип предполагал некоторые вариации, которые укладывались между «спокойным» и «перенапряженным» описанными выше
внутрипородными вариантами.
Таким нам представляется один из вариантов пути, пройденного немецкой овчаркой и отмеченного вехами прямоугольного, треугольного и овального типов. И такой нам представляется
классификация типов, обеспечивающих идею овального сложения: спокойный, напряженный, перенапряженный.
3.3.7. ТУПИКОВЫЕ ПУТИ
В заключение затронем распространенные варианты немецкой овчарки, которые, на мой взгляд, являются тупиковыми.
Один из них мы проанализировали в предыдущей главе в связи с присущим ему острым углом маятника, который и становился феноменом, организующим верх такой собаки по образу и
подобию борзой. Такого типа собаку характеризует наличие у линии верха точки излома, собака оказывается состоящей как бы из двух собак: до точки излома и после нее.
Рис.142 |
И такая собака действительно «состоит» из двух собак: ее
первая (считая с головы) половина относится к прямоугольному типу (горизонтальный участок спины, недостаточно глубокая грудь, прямоватое плечо), вторая же половина характерна для овального типа (резкое падение линии верха, значительный
наклон тазовых костей, утрированные углы задних конечностей) (рис.142). Такая собака смотрится негармоничной, ее промеры показывают существенное укорочение грудного отдела и удлинение поясничного.
Глубина груди такой собаки по отношению к длине свода значительно меньше евклидового числа. Поскольку конструкция такой собаки ошибочна уже на базовом уровне, никакие
компенсационные «пристройки» ее не спасают. Улучшение такой конструкции на следующей генерации возможно только за счет выбора полноценного партнера и последующей жесткой выбраковки полученного некондиционного материала.
В процессе обсуждения этой работы после того, как она была изложена в 1988 году в Днепропетровске на известном семинаре по немецкой овчарке, автору не раз приходилось
слышать опасения двоякого рода. Первые из них удобно выразить пушкинской формулой: можно ли «поверить алгеброй гармонию»?
Опасения второго рода связаны с возмущением тех экспертов, которые встревожены возможностью проверить их экспертизу по золотому сечению.
По поводу первого опасения заметим, что человеку свойственно чувствовать красоту независимо от его возраста и образованности. Настолько же остро человек способен
чувствовать нескладное и тем более безобразное. Из этого следует, что законы красоты объективно существуют и могут быть сформулированы. Там же, где формула, действуют законы логики, т.е. математики. |
Почему мы не удивляемся существованию законов, определяющих гармонию в музыке, где они сформулированы
четко, как в математике, хотя, казалось бы, музыка относится к самой иррациональной области творчества человека? Тем не менее с ней не только можно связать систему формальных гармонических правил, но и более того, нельзя написать ни одну
музыкальную форму без их использования.
Итак, теперь читатель подробно знаком с общим экстерьером собаки, рассмотренным комплексно: с позиций традиционного подхода, через призму биомеханики и с точки зрения гармонии.
Многостороннее исследование внешнего вида собаки позволило нам уточнить и комплексно обосновать главные взаимосвязи ее сложения, подтвердить ряд старых канонов ее строения,
исправить некоторые распространенные заблуждения, а также сформулировать принципиально новые положения. Это оказалось возможным благодаря разным подходам, на стыке которых образовалось качественно новое знание.
Владение этим современным знанием позволяет более глубоко освоить мастерство экспертизы собак. Теме мастерства экспертизы и посвящена последняя часть книги.
читайте дальше >> ГЛАВА 1
читайте дальше >> ГЛАВА 2
читайте дальше >> ГЛАВА 4 |